«Дублёр»
Алекс Фестов
Весной 2007 года моя старенькая 76-летняя матушка, которая и без того чувствовала себя хуже некуда, сломала левую руку в предплечье. Ну, что тут поделаешь – жизнь есть жизнь. И надо же было такому случиться, что положили её в городскую клиническую больницу № 81, расположенную в том самом месте, где с довоенной поры и до середины 60-х годов проживала ее семья.
В те далекие времена в этом подмосковном захолустье находился милый моему сердцу рабочий посёлок Вагоноремонт, который состоял, в основном, из двухэтажных барачных домов, покрытых дранкой. В одном из них жили мои любимые бабушка и дедушка с тремя своими дочерями. Их барак стоял рядом с поселковой лечебницей, ставшей впоследствии ГКБ № 81, а окна комнатушки смотрели на маленький, почти игрушечный белый домик, который сохранился до наших дней. Это и есть бывшее родильное отделение, где я когда-то появился на свет. Ещё в лечебнице имелась пара деревянных бараков с палатами и мрачная сараюшка, в которой располагался морг.
По меркам 30-х годов наш поселок являлся образцовым населённым пунктом, где имелись магазины, лавки, аптека, почта, школа, детский сад и ясли, клуб, столовая, водонапорная башня, баня, стадион, парк. Благодаря этому за посёлком утвердилось ещё одно, неофициальное название – Соцгород.
В каждой коммунальной квартире было по три комнаты, прихожая, кухня и туалет с подсобкой. Помещения отапливались печками, пища готовилась на керосинках и керогазах. Большинство семей получали небольшие участки земли, где выращивали картофель. Кроме того, у всех имелись сараи для хранения дров, квашеной капусты, содержания мелкого домашнего скота и птицы, а жильцы первых этажей ещё использовали подпол для хранения картофеля в зимний период.
Здесь, в этом самом Соцгороде, я родился и вырос, здесь с друзьями носился по крышам сараев, гонял на велосипеде, учился в школе, и это была и есть моя малая Родина…
И вот приехал я забирать матушку из нашей бывшей больницы. Собрали её вещи, оделись, потом долго ждали, когда принесут выписку из истории болезни. Перед уходом мама тепло попрощалась с соседками по палате, точнее – по коридору, поскольку после гололёда травматологическое отделение было переполнено. Пожелав всем быстрейшего срастания их переломанных рук, ног и ребер, мы тихонечко пошли к выходу.
Осторожно придерживая мамину руку, направились мы от современных больничных корпусов к перекрестку, где было легче поймать тачку какого-нибудь частника. Медленно подошли к старинному дубу, как раз напротив того места, где когда-то были ухабы и непролазная грязь канувшего в Лету Клубного проезда, где некогда стоял дедушкин сарай, и бегали наши куры. Мимо проносились десятки автомобилей – в основном иномарки, но их водители, спешившие по своим важным делам, не обращали на мою поднятую руку никакого внимания. В двух случаях машины притормаживали, однако их владельцы запрашивали непомерно высокую цену.
Я уже начал терять последнюю надежду, как тут на перекрёсток, заложив отчаянный вираж, вылетел «Москвич-412» – этакий ретро-автомобиль красного цвета с хромированным обрамлением дверей. Немного проскочив мимо меня, таратайка остановилась. В голове пронеслась мысль: «Этот точно не откажется от двухсот рублей». Обрадованный, я подбежал к машине, открыл дверь и просунул голову в салон.
За рулём сидел пожилой мужчина лет шестидесяти, немного полноватый, одетый в поношенное демисезонное пальто и кепку. Он вопросительно глядел на меня.
– Здравствуйте! До Войковской нас довезёте? Вот, мамашу из больницы забрал… – спросил я, и на всякий случай накинул лишнюю сотню. – Даю триста рублей. Водитель заколебался, мне показалось, что предложенная цена его не слишком воодушевила или ему просто было не по пути.
– Триста… – неуверенно повторил он.
Однако, приметив маленькую сгорбленную старушку, которая, опираясь на трость, едва держалась на ногах, он кивнул:
– Садитесь.
Боясь, что водитель передумает, я метнулся назад, чтобы подхватить маму с двумя её сумками. Постоянно охая, стоная и оберегая руку, висящую на привязи, она с великим трудом протиснулась в узкое пространство заднего сидения.
– У меня жена так же мается… – с сочувствием произнес водитель, наблюдая за неуклюжими и мучительными попытками пассажирки разместиться в салоне. – Болезнь Паркинсона?
– Она, родимая, – устало подтвердила мама.
Водитель терпеливо дождался, пока она устроится удобнее, и только после этого мы тронулись в путь, поминая недобрыми словами этого самого Паркинсона.
Лицо мужчины сразу показалось мне знакомым. Но чем? Обычный мужик – крупная голова, круглое лицо, широкий лоб, переходящий в лысину, нос картошкой, чуть лукавые глаза. Что-то в нём было доброе и… немного комичное.
И тут меня словно ударило током: так это же вылитый Евгений Леонов! Удивительное, просто невероятное сходство! Даже пальто и кепка на нём были почти такие же, как в фильме «Джентльмены удачи».
Первое, что спонтанно пришло мне в голову – спросить у него в лоб:
– А вы, случайно, не родственник артиста Леонова?
Водитель еле заметно усмехнулся, – видимо, подобный вопрос задавали ему слишком часто. Мне стало неловко за свою бестактную прямолинейность.
– Нет, не родственник… – после некоторой паузы ответил он. – Вы кинофильм «Гонщики» смотрели?
– «Гонщики»?.. Название, кажется, слышал, но не смотрел, – признался я.
– Жаль… А то был такой фильм о водителях, я в нём… дублером Леонова снимался.
Он бросил на меня хитроватый взгляд, желая увидеть мою реакцию.
– Ух, ты!.. Вот это да!.. – удивился я с неподдельным восторгом. – Расскажите, если можно, как это всё происходило.
– А что рассказывать-то?.. Давно это было, в году, наверное, семьдесят втором или семьдесят третьем… сейчас уже и не помню. Я тогда автогонками занимался, был мастером спорта, в ралли участвовал…
Он замолчал, вежливо пропуская иномарку, за рулём которой сидела очень робкая дама, потом, всё-таки, не выдержал:
– Ну, давай же, давай. Вот женщины странные – встала боком посредине дороги – ни туда, ни сюда.
Когда мы разъехались, он продолжил.
– А тут «Ленфильму» для съемок понадобился дублёр, похожий на Леонова. Ну, меня и нашли. Если где трудно или опасно было, типа трассу на скорости пройти, всякие трюки показать – тогда за руль меня сажали. Ну, конечно, старались, по возможности, ракурс выбрать сзади, либо сбоку. Кстати, фильм начинается с кадров, как машина летит по воздуху, потом плюхается на дорогу и несётся дальше – это моя работа.
Поведанная им история звучала хоть и скупо, но очень тепло и трогательно. Вероятно, это был один из самых ярких и запоминающихся периодов его молодости, а может быть, и всей жизни. Чуть ли не раскрыв рты от удивления, мы с мамой слушали человека, который не только лично знал и общался с Евгением Павловичем Леоновым, но и был чрезвычайно на него похож и снимался его дублёром в опасных ситуациях. Было приятно и лестно осознавать некую сопричастность, пусть и опосредованную, к творчеству всеми нами горячо любимого актёра, великого актёра.
Расчувствовавшись, я даже пообещал дублеру:
– Как приеду домой первым делом скачаю из Интернета этот фильм. Вечером всей семьей его посмотрим.
Так, интересно общаясь, мы ехали по северным московским окраинам, которые в этот будний день были, как обычно перегружены. Мне показалось странным, что, несмотря на изношенность приборной панели и потёртость салона, этот видавший виды «Москвичёнок» резво двигался по дороге ни в чем, не уступая другим авто. Его двигатель работал ровно, позволяя машине уверенно маневрировать в потоке транспорта и преодолевать подъёмы.
– А машина ваша неплохо идёт, – заметил я. – Сколько ей лет-то будет?
Водитель заулыбался: по его виду можно было безошибочно определить, что эта тема ему особенно близка.
– Бегает уже больше 30 годков, – с гордостью сообщил он. – Между прочим, покраска ещё заводская. Жаль, кузов снизу немого подгнивать начал.
– И сколько же она прошла? Неужели все агрегаты родные? – поинтересовался я.
– Прошла она столько, сколько дай Бог каждой пройти. Узлы, конечно, многие пришлось заменить – коробку передач, карбюратор. Движок тоже другой поставил, от «Оды»…
Помолчав, он вдруг улыбнулся и произнёс уж совсем удивительные слова:
– Кстати, эту машину мне сам Леонов и подарил.
– Ну, ничего себе! Неужели?.. Да вы шутите?..
– А на что мне придумывать? – весело хмыкнул он, довольный произведенным на нас впечатлением. – Так и есть. Тогда в съёмках участвовало несколько таких «Москвичей». Многие сильно побились, какие-то уцелели, а эта одна из них. Меня ею, вроде как, премировали. Леонов лично посодействовал, спасибо ему…
– А сам Леонов сидел в этой машине? – не унимался я.
– Конечно. Вот, как раз, на вашем месте, бывало, всегда и садился. Объяснял мне подробно, что и как я должен делать.
Потом я полюбопытствовал – как сложилась его судьба после тех памятных съёмок. Он ответил, что в кино больше никогда не снимался, а всю свою жизнь крутил баранку – объездил полсвета в дальнобойщиках, работал водителем в аварийной службе «Мосгаза». Там не повезло: в гараже поскользнулся на масляном полу, упал и получил серьезную производственную травму, сделавшую его инвалидом.
– Пенсия у меня маленькая, жена болеет. Спасибо ещё, что вот она выручает, – ласково постучал он по торпеде автомобиля и подытожил. – Если бы не Леонов, то не знаю, как бы нам бы теперь жилось.
Наконец, мы подъехали к нашему дому. Прощаясь, я поблагодарил водителя за его труд и интересный рассказ, пожал его крепкую шофёрскую руку, пожелал здоровья и удачи.
А вечером мы устроили семейный просмотр этого старого советского кинофильма – «Гонщики», который был снят на киностудии «Ленфильм». Довольно странно, что раньше никто из нас эту картину никогда не видел.
…В этой ностальгической ленте с немного наивным и предсказуемым сюжетом, показана другая страна, другая эпоха. Говорится в ней о простых истинах и чистых человеческих отношениях. Режиссёр Игорь Масленников подобрал блестящий актерский ансамбль, состоящий сплошь из будущих Народных артистов CCCP, РСФСР и России – Евгения Павловича Леонова, Олега Ивановича Янковского, Армена Борисовича Джигарханяна, Георгия Ивановича Буркова, Ларисы Анатольевны Лужиной.
Фильм закончился... Но перед моими глазами – там, в далёком-далёком, навсегда ушедшем времени, всё ещё мчатся по трудным и опасным дорогам новенькие «Москвичи», ведомые великолепной командой водителей-каскадёров. И где-то среди них – наш случайный знакомый, как две капли воды похожий на Евгения Леонова. Спасибо всем им.
Источник: www.proza.ru
|